Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
ПОИСК

Настоящее руководство разработано с целью предотвращения нарушений законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, обеспечения соблюдения обязательных требований, информирования подконтрольных субъектов, в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (далее – региональный государственный контроль (надзор)), а также для обеспечения единообразия правопроменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).

Квота – минимальное количество рабочих мест (в процентном соотношении от среднесписочной численности работников организаций) для приема на работу граждан, утвержденных постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области» (далее – постановление Правительства НСО № 456-п), которые работодатель (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) обязан выделить или создать за счет собственных средств, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории. Для установления квоты работодателем издается локальный нормативный акт (приказ, распоряжение), содержащий сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов.

Министерство труда и социального развития Новосибирской области (далее – министерство) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора).

Перечень обязательных требований законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

- принятие работодателем локального нормативного окта, содержащего сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет квоты;

- создание или выделение работодателем рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

- не включение работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, в среднесписочную численность работников при исчислении квоты для приема на работу инвалидов;

- представление работодателем в государственное казенное учреждение Новосибирской области центр занятости населения (далее – учреждение занятости населения) информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, по месту его нахождения, ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, в полном объеме и неискаженном виде;

- представление работодателем в учреждение занятости населения информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, по месту его нахождения, до последнего числа каждого месяца, в полном объеме и неискаженном виде.

Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденный приказом Минтруда Новосибирской области
от 01.09.2017 № 410 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается министерством труда, занятости и трудовых ресурсов при осуществлении регионального государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов»:

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ст. 7.1-11325);

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 20212224);

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ст. 8.18.28.313.2);

Приказ Минтруда России от 30.04.2013 № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов»;

Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141
«О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Постановление Правительства Новосибирской области от 21.10.2013
№ 456-п «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области»;

Приказ министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области от 31.10.2013 № 571 «Об утверждении Административного регламента исполнения министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов».

Указанные нормативно-правовые акты и содержащиеся в них обязательные требования размещены на официальном сайте министерства по адресу: https://mtsr.nso.ru/page/8239 в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» вкладка «Перечень обязательных требований при осуществлении государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов».

Ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей размещены на официальном сайте министерства по адресу: https://mtsr.nso.ru/page/7034 (Планы проверок / Планы проведения проверок на 2019 год / План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках регионального государственного контроля (надзора).

Мероприятия, необходимые для проведения работодателями с целью недопущения нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

1. Обеспечить корректный расчет квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой, с учетом результатов специальной оценки условий труда, в соответствии с постановлением Правительства НСО № 456-п.

2. Во исполнение пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов.

3. Обеспечить ежемесячное (до 5 числа месяца, следующего за отчетным) представление в учреждение занятости населения полной и достоверной информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных или выделенных рабочих местах, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов по форме согласно приложению № 2 к Порядку квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области, утвержденному постановлением Правительства НСО № 456-п (далее – Порядок квотирования).

Информацию представить посредством почтовой связи, с использованием средств факсимильной связи или в электронном виде (с последующим подтверждением на бумажном носителе), или через личный кабинет работодателя на Интерактивном портале службы занятости населения Новосибирской области (адрес в сети Интернет http: nszn.nso.ru) с использованием квалифицированной электронной подписи.

4. Обеспечить ежемесячное (до последнего числа каждого месяца) представление в учреждение занятости населения информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей по форме согласно приложению № 1 к Порядку представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в государственные казенные учреждения Новосибирской области центры занятости населения, утвержденному постановлением Правительства Новосибирской области от 15.12.2014 № 499-п «О Порядке представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в государственные казенные учреждения Новосибирской области центры занятости населения» (далее – постановление Правительства НСО № 499-п).

Информацию представить посредством почтовой связи, с использованием средств факсимильной связи или в электронном виде (с последующим подтверждением на бумажном носителе), или через личный кабинет работодателя на Интерактивном портале службы занятости населения Новосибирской области (адрес в сети Интернет http: nszn.nso.ru) с использованием квалифицированной электронной подписи. 

Основные нарушения, выявленные в ходе проведенных документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях соблюдения требований действующего законодательства в области квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, чем могут быть нарушены права неопределенного круга безработных граждан с инвалидностью на защиту от безработицы (ч. 1 ст. 5.42. КоАП).

Обязанность работодателя по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрена пунктом 1 статьи 24 Федерального Закона № 181-ФЗ, постановлением Правительства НСО № 456-п.

2. Отсутствие у проверяемой организации локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, чем могут быть нарушены права неопределенного круга безработных граждан с инвалидностью на защиту от безработицы (ст. 19.7 КоАП РФ).

Обязанность работодателя принимать локальный нормативный акт, содержащий сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, предусмотрена пунктом 1 статьи 24 Федерального Закона № 181-ФЗ, постановлением Правительства НСО № 456-п.

3. Необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, что нарушает права неопределенного круга неопределенного круга безработных граждан с инвалидностью на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 5.42 КоАП).

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ст. 3 ТК РФ).

4. Отсутствие вакансий в проверяемой организации при невыполненной квоте для трудоустройства инвалидов (ч. 1 ст. 5.42. КоАП).

Обязанность работодателя по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрена пунктом 1 статьи 24 Федерального Закона № 181-ФЗ, постановлением Правительства НСО № 456-п.

5. Непредставление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), … сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности (ст. 19.7 КоАП РФ):

5.1. Непредставление проверяемой организацией в государственные казенные учреждения Новосибирской области центры занятости населения информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов по форме согласно приложению № 2 к Порядку квотирования (Приложение № 1).

Обязанность работодателя представлять в учреждения занятости населения информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов предусмотрена пунктом 3 части 2
статьи 24 Федерального закона № 181-ФЗ, статьей 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 1032-1), статьей 11 Порядка квотирования.

5.2. Непредставление проверяемой организацией в учреждение занятости населения информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей по форме согласно приложению № 1 к Порядку представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в государственные казенные учреждения Новосибирской области центры занятости населения, утвержденному постановлением Правительства НСО № 499-п (Приложение № 2).

Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей необходима для оказания инвалидам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, государственных услуг в области содействия занятости населения. В случае непредставления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей у учреждения занятости населения отсутствует возможность направлять инвалидов работодателям для трудоустройства, чем могут быть нарушены права неопределенного круга безработных граждан с инвалидностью на защиту от безработицы.

Обязанность работодателя представлять в учреждения занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей предусмотрена пунктом 3 части 2 статьи 24 Федерального закона № 181-ФЗ, статьей 25 Закона РФ № 1032-1, статьей 7 Порядка квотирования.

5.3. Представление проверяемой организацией информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в учреждение занятости населения не по месту нахождения проверяемой организации, как это предусмотрено постановлением Правительства НСО № 456-п.

5.4. Представление проверяемой организацией информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов не по месту проверяемой организации, как это предусмотрено постановлением Правительства НСО № 456-п.

6. Нарушение сроков отчетности представления проверяемой организацией в учреждения занятости населения информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов
(ст. 19.7 КоАП).

Обязанность работодателя ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в учреждения занятости населения информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, предусмотрена статьей 11 Порядка квотирования.

7. Представление в неполном объеме или в искаженном виде в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), … сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности (ст. 19.7 КоАП РФ):

7.1.  Представление в искаженном виде информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, по причине необоснованного исключения из квоты работников, относящихся к списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, условия труда которых не отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест или результатам специальной оценки условий труда, при расчете квоты из среднесписочной численности работников.

Обязанность работодателей при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включать работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест или результатам специальной оценки условий труда, предусмотрена частью 3 статьи 21 Федерального закона № 181-ФЗ, пунктом 6 Порядка квотирования.

7.2. Представление в искаженном виде информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных или выделенных рабочих местах, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, по причине указания не соответствующего действительности локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных или выделенных рабочих местах для инвалидов.

Обязанность работодателя представлять в учреждения занятости населения информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов предусмотрена пунктом 3 части 2 статьи 24 Федерального закона № 181-ФЗ, статьей 25 Закона РФ № 1032-1, статьей 11 Порядка квотирования.

7.3. Представление в неполном объеме проверяемой организацией в учреждения занятости населения информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов по форме согласно приложению № 2 к Порядку квотирования по причине отсутствия информации о количестве рабочих мест, созданных или выделенных работодателем в счет установленной квоты, а также информации о локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов.

Обязанность работодателя представлять в учреждения занятости населения информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, локальном нормативном акте, содержащем сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов предусмотрена пунктом 3 части 2 статьи 24 Федерального закона № 181-ФЗ, статьей 25 Закона РФ № 1032-1, статьей 11 Порядка квотирования. 

Ответственность работодателей, которым установлена квота для приема на работу инвалидов, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости

1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), … сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), … таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  

 


Все услуги предоставляются бесплатно!


Возврат к списку