Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
ПОИСК
Телефон автоинформатора: 349-94-47

Трудности общения

Трудности общения

Как привлечь внимание глухого человека? Можно ли сказать слабовидящему «посмотри этот документ»? Разрешается ли играть с собакой-поводырем? Об этих и других нюансах общения с людьми, имеющими инвалидность, работодатели смогли узнать на тренинг-семинаре, организованном отделом занятости населения Советского района совместно со специалистами ресурсного учебно-методического центра Института социальных технологий и реабилитации при Новосибирском государственном техническом университете (РУМЦ ИСТР НГТУ).

8 представителей организаций Советского района пришли на встречу   с целью узнать, как правильно взаимодействовать с гражданами, имеющими физические и умственные ограничения. У кого-то в организациях уже работают люди с инвалидностью, кто-то только намеревается взять к себе в штат таких специалистов. В любом случае, представители организаций часто сталкиваются с трудностями в общении с кандидатами на вакансию.

«Своим студентам мы постоянно рассказываем об инклюзивном образовании, о вовлечении глухих или незрячих людей в активную жизнь, в общество, - говорит Людмила Можейкина, руководитель службы профориентации и содействия в трудоустройстве ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. – Однако зачастую оказывается так, что после окончания учебного заведения человек с ограничениями по здоровью остается невостребованным. Причем в силу каких-то надуманных причин, а не потому что он плохой специалист. Мы готовы совместно со службой занятости населения и работодателями изменить эту ситуацию, создать такое общество, где каждому найдется место. И семинар «Этические аспекты трудоустройства граждан с инвалидностью» это первый шаг к достижению взаимопонимания».

По словам Людмилы Борисовны, потенциал у граждан с ограниченными возможностями иногда даже больше, чем у других людей. Так, например, столичные гипермаркеты взяли за правило брать в качестве кассиров слабослышащих: они без труда работают в постоянном шуме, а вот слышащие коллеги уже через пару часов жалуются на головную боль, усталость и нервное напряжение.

Об общении с людьми, имеющими инвалидность, приехали рассказать специалисты РУМЦ. В частности, Ксения Александровна подробно остановилась на нюансах правильного взаимодействия со слабовидящими людьми и людьми, имеющими проблемы опорно-двигательного аппарата.

02-04-18(1).png«У человека с недостаточным зрением зачастую есть собака-поводырь. Помните, что это помощник Вашего нового сотрудника, а не живая игрушка. Не надо отвлекать пса просьбой принести мячик, не надо гладить животное и сюсюкать с ним. Стоит учитывать, что собака находится на работе и выполняет свои должностные обязанности. Также не нужно смущаться, если Вы вдруг по привычке сказали слабовидящему сотруднику «посмотрите на вот этот документ». Паника, которую наводят в таких случаях, абсолютно не нужна, Ваш сотрудник совершенно адекватно к этому отнесется и даже не обратит внимания. Ведь для него посмотреть значит взять в руки, потрогать, это абсолютно нормально».

Кроме того, Ксения Александровна отметила, что если сотрудник имеет нарушения опорно-двигательного аппарата и ездит в инвалидной коляске, ни в коем случае нельзя облокачиваться, опираться на нее. «Считайте, что это некое продолжение человека, его неотъемлемая часть. Вам бы понравилось, если бы незнакомый человек неожиданно свесился на Вашем плече? Здесь примерно та же ситуация», - прокомментировала правило хорошего тона специалист.

02-04-18(2).pngО тонкостях общения с глухими сотрудниками работодателям рассказала заведующая лабораторией жестового языка ИСТР НГТУ Ольга Варинова. Она сообщила присутствующим, что называть людей с ограничениями по слуху глухонемыми – некорректно. «Они все могут говорить на жестовом языке и то, что слышащие его не знают, еще не делает их немыми», - подчеркнула Ольга Александровна. Кроме того, специалист открыла массу секретов, которые могут пригодиться не только в работе, но и в обычной жизни.

«Если Вы проходите между двух людей, разговаривающих на жестовом языке, прошу Вас, не надо пригинаться, не надо пытаться быстро пробежать с извиняющимся видом – пройдите как обычно. Поверьте, скорость общения у глухих людей выше, и они Вас даже не заметят. Если вдруг случилось ЧП, а рядом с Вами глухой человек, не надо его тянуть за собой, не надо наводить панику эмоционально жестикулируя перед его глазами. Угол зрения у слабослышащих намного больше и он первый, даже не особо понимая, что происходит, найдет эвакуационный выход. Если вдруг Вы видите у человека слуховой аппарат, прошу Вас, не нужно интуитивно пытаться говорить громче и медленнее. Во-первых, лечащий врач установил восприимчивость аппарата на нормальный уровень громкости речи. Вы просто своими криками делаете человеку больно. Во-вторых, посмотрите, как Вы выглядите, когда кричите или сильно артикулируете. В глазах глухого человека Вы можете прочесть вопрос «почему собеседник так пугающе выглядит?». Давайте относиться друг к другу с максимальным уважением и пониманием».

Помимо лекционного формата, на мероприятии работодатели получили возможность пообщаться с глухой девушкой Елизаветой – студенткой НГТУ. В формате обсуждения, представители организаций Советского района пытались объяснить слабослышащему человеку условную фразу: приходите в четверг, в 15:00 в 228 кабинет.

02-14-18(3).png«Скорее всего, я бы написала на бумажке эту информацию, - делится впечатлениями представитель МБУ Молодежный центр «Мир молодежи» Ирина Андриевская. Во время тренинга она наиболее активно пыталась взаимодействовать с Елизаветой. - Но полезно знать, как отобразить эту информацию и «на пальцах».

В центре «Мир молодежи» сейчас работают два сотрудника с ограниченными возможностями, но совсем скоро в штат придет еще один мужчина, которого помогли трудоустроить специалисты отдела занятости населения Советского района. Кроме того, в организации часто проводятся досуговые мероприятия для лиц с ограниченными возможностями, поэтому тренинг-семинар Ирина Дмитриевна оценила как время, проведенное с пользой.

«Я осталась довольна лекцией, очень полезная информация, она действительно развеивает много мифов о гражданах с инвалидностью. Многое запомнилось надолго. Например, что с глухим человеком лучше всего держать зрительный контакт. Я была удивлена, что сказать слепому человеку «посмотрите» не считается чем-то оскорбительным. Я думаю, у многих возникает этот дискомфорт и я рада узнать, что он напрасен. Огромное спасибо специалистам РУМЦ за обзорную лекцию. Думаю, эти знания в нашем центре будем применять на практике», - отметила Ирина Андриевская.

Для справки: Центр занятости населения г. Новосибирска напоминает работодателям, что в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области», работодателям, численность работников которых составляет 35 человек и более, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников. Кроме того, специалисты службы занятости населения приглашают руководителей организаций принять участие в проекте «Успешный старт», который реализуется с 2017 года. Молодые граждане с ограниченными возможностями в возрасте от 18 до 44 лет имеют возможность временно трудоустроиться по направлению от службы занятости населения в организации г. Новосибирска и получить помимо заработной платы от работодателя, материальную поддержку от Центра занятости населения в размере 6 375 рублей в месяц.

Татьяна Лузанова,
Старший инспектор
Отдела издательской деятельности 
и взаимодействия со СМИ,
223-76-43

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Mail.Ru

Возврат к списку




Опрос

Что для Вас наиболее важно при трудоустройстве?