Формирование образа профессионального будущего
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
ПОИСК

Формирование образа профессионального будущего

simankovich3Выбор профессии – это серьёзная задача, справиться с которой молодым людям порой очень не просто. Для ранней юности характерна устремлённость в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, и подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы: кем быть и каким быть. Старшеклассник должен непросто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

 

В выпускном классе ребята сосредотачиваются на профессиональном самоопределении, что достаточно сложно, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – информация, полученная от родителей, друзей, знакомых, из телепередач, интернета. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

 

Процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Рассмотрим этапы профессионального самоопределения личности в течение жизни:

 

Дошкольное детство. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавца, воспитателя, водителя транспортных средств, повара.

 

Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи.

 

Подростковый возраст. Отрочество – один из самых ответственных периодов становления личности. На этом этапе происходит подражание внешним формам поведения взрослых и приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством. Например: летчик-испытатель, космонавт, автогонщик. Девочки начинают ориентироваться, как им кажется, на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных и популярных. Таких, как топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и тому подобное.

 

Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности. Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремлённые в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.

 

Юность. В возрасте 16 – 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в высших учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях и в учреждениях. Однако, многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе профессии. Очень часто на этом этапе предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный выбор. У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора.

 

Молодость (до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора, как правило, уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определённых профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, так как они не добились реализации своих профессиональных планов. Это инициирует определение новых жизненно значимых целей: повышение квалификации, смена работы, выбор смежной или новой профессии.

 

Зрелость. Это наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использования своего профессионально-психологического потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью. Наряду с этими психологически позитивными изменениями происходят и деструктивные. Часть профессионалов, в большей мере сориентированных на признание своего профессионально-психологического потенциала, не удовлетворенных своим профессиональным и должностным статусом, вновь проводят ревизию своей профессиональной жизни.

 

Пожилой возраст. Достижение пенсионного возраста приводит к уходу из профессиональной жизни. К 55 – 60 годам личность не успевает полностью исчерпать свой профессиональный потенциал. Все ещё высокий профессионализм, несмотря на имеющуюся профессиональную усталость, порождает сомнение в оправданности выхода на пенсию. Наступает тревожное время, в одночасье разрушаются десятилетиями складывавшиеся стереотипы, образ жизни. Профессионально важные качества, профессиональные знания и умения, опыт и мастерство – всё становится невостребованным. Эти негативные моменты ускоряют социальное старение. Профессиональная жизнь после карьеры возможна для тех пожилых людей, которые находят в себе силы продолжать активную профессиональную деятельность в форме наставничества, передачи профессионального опыта.

 

В заключение хочется ещё раз напомнить, что формирование образа профессионального будущего – это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.

 

 

Ольга Симанкович,

ведущий инспектор-профконсультант отдела организации профессионального обучения

ЦЗН г. Новосибирска, телефон: 325-03-43

 

Другие советы

Возврат к списку