Пользуясь сайтом, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности. |
Пользуясь сайтом, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности. |
11.05.2017
Не секрет, что каждый день в нашей жизни может возникнуть конфликт: на работе, в транспорте или в семье на бытовой почве. Все эти недопонимания вносят дисбаланс, в наши планы, но, к сожалению, являются такой же неизбежностью, как и смена дня и ночи.
Так давайте разбираться, из-за чего возникает конфликт, как развивается, как его разрешить и, пожалуй, самое главное, как его предотвратить.
По определению конфликт - это рассогласование, в межличностных отношениях, которое возникает из-за неудовлетворенности людей существующим положением дел, мнениями, поступками и словами их коллег, знакомых, близких.
В любой конфликтной ситуации, выделяют два основных элемента:
· участники конфликта;
· объект конфликта (причина, из-за которой накаляются страсти).
Конфликт практически всегда связан с неприятными эмоциями для его участников, цели которых, как правило, принципиально не совпадают. И конечно конфликт приводит к отсутствию нормальных взаимоотношений между людьми. Именно поэтому многие стремятся предотвратить конфликты любой ценой.
Другой вопрос - всегда ли это необходимо делать?
Может быть, лучше дать возможность выплеснуть отрицательные эмоции и тем самым достичь разрядки ситуации? Ведь зачастую именно конфликт нужен человеку для того, чтобы заставить окружающих понять его ценность как личности.
Любители скандалов существуют во всех трудовых коллективах. Как быть?
Ответы самые простые:
· где можно, конфликты надо предотвращать;
· там, где нельзя, — учиться их разрешать или стараться ими управлять.
Итак, начнём:
Прежде всего, нужно задать себе вопрос: что может послужить источником конфликта? Получив приблизительный ответ, попытаться заранее устранить хотя бы часть побудительных причин.
Во-первых, каждому сотруднику дать четко определенное задание, за которое он отвечает лично, устанавливить сроки окончания работы и сроки контроля.
Во-вторых, если невозможно, чтобы работа выполнялась человеком автономно, необходимо установить его четкую субординацию по отношению к другим сотрудникам.
В-третьих, должна существовать определенная система поощрений.
И наконец, еще один простой, но существенный фактор бесконфликтности — это организация повседневной жизни коллектива. Речь идет о том, насколько удобно организованы рабочие места, есть ли нужное оборудование, возможности для еды и отдыха.
Если страсти накаляются… что предпринять?
В любом случае конфликт нужно разрешить, локализовать или просто прекратить.
Первый способ — резкое переключение внимания участников конфликта на другой объект. Возвращаться к ссоре после перерыва зачастую уже не интересно, да и лень. Конфликт просто теряет свою привлекательность.
Второй способ — неожиданная перемена позиции одного из участников конфликта. Для чего люди начинают конфликт? Чтобы излить свое раздражение или чего-либо добиться.
При этом оппонент выступает в роли человека, который не хочет с чем-то согласиться. Лидер (как правило, человек более уравновешенный) может с легкостью погасить конфликт, неожиданно поставив себя на место "обиженной" стороны, согласившись с ней. Это лишает конфликт смысла.
Уступка в данном случае — не поражение, а победа.
Третий способ— переоценка ценностей одной из сторон.
Вполне возможно, что лидер осознает свою неправоту. Лучше принести извинения и остановить ссору, чем упрямо отстаивать свою неверную позицию.
И, наконец, четвертый способ — изоляция конфликтующих сторон, друг от друга.
К сожалению, бывают конфликты, прекратить которые невозможно иначе, чем просто отказавшись от участия в них. Демонстративный отказ противника от продолжения конфликта делает продолжение ссоры бесполезным. Образуется пауза, когда страсти остывают, ситуация переоценивается. В ряде случаев это само по себе снимает остроту конфликта, а иногда нейтрализует его вовсе.
Безусловно, есть и другие способы разрешения конфликтных ситуаций.
Но ни один не приведёт к успешному выходу, если сама личность в конфликте не поведет себя достойно.
Так последуем же совету древнегреческого мудреца и философа, будем соблюдать меру и даже в самом праведном гневе, главное не переходить границу, после которой общение становится невозможным.
Помните, после ссоры жизнь не заканчивается и нам приходится общаться с самыми разными, порой не самыми приятными людьми.
Оксана Агеева,
ведущий инспектор психолог-профконсультант
отдела занятости населения
Октябрьского района,
телефон: 266-60-52